Константин Ушинский. Высказывания и цитаты из книг

К. Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - знаменитый русский педагог и писатель, основоположник научной педагогики в России. Центральной идеей педагогической теории К. Д. Ушинского была народность воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принципы воспитания, считал он, не могут быть едиными для всех народов, так как при всем внешнем сходстве они проникнуты самобытным национальным духом, который нельзя перенести на чужую почву. Особенностью воспитания русского народа он считал развитие у детей глубокой любви к родине. Однако это чувство, по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. А воспитание, основанное на народности, должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ушинский был глубоко уверен в мощной творческой силе русского народа, его культуре, и считал делом первостепенной важности изучение в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Его идеи шли вразрез с принятыми в те времена методиками обучения, для которых отечественная культура рассматривалась как «простонародная», и русское дворянство воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, а изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялся минимум внимания.
Воспитание Ушинский рассматривал как социальное явление, которое имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания» - детей и учитывать их психологические особенности.
Главным направлением педагогики, по Ушинскому, является нравственное воспитание личности. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скука, тоскf, карьеризм, лицемерие, праздность.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Педагогические взгляды и идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогике.

 

Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности... не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий.
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки... Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.
Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
Страх - это самое угнетающее из человеческих чувствований.
Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.

 

Афоризмы выводятся в случайном порядке.

Выводить по высказываний в окне

Поделиться с друзьями:

АФОРИЗМЫ НА ТЕМУ:

ЗНАМЕНИТЫЕ АФОРИСТЫ:

ВСЕ АВТОРЫ АФОРИЗМОВ

НАШИ СЕРВИСЫ