Константин Ушинский. Высказывания и цитаты из книг

К. Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - знаменитый русский педагог и писатель, основоположник научной педагогики в России. Центральной идеей педагогической теории К. Д. Ушинского была народность воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принципы воспитания, считал он, не могут быть едиными для всех народов, так как при всем внешнем сходстве они проникнуты самобытным национальным духом, который нельзя перенести на чужую почву. Особенностью воспитания русского народа он считал развитие у детей глубокой любви к родине. Однако это чувство, по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. А воспитание, основанное на народности, должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ушинский был глубоко уверен в мощной творческой силе русского народа, его культуре, и считал делом первостепенной важности изучение в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Его идеи шли вразрез с принятыми в те времена методиками обучения, для которых отечественная культура рассматривалась как «простонародная», и русское дворянство воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, а изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялся минимум внимания.
Воспитание Ушинский рассматривал как социальное явление, которое имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания» - детей и учитывать их психологические особенности.
Главным направлением педагогики, по Ушинскому, является нравственное воспитание личности. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скука, тоскf, карьеризм, лицемерие, праздность.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Педагогические взгляды и идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогике.

 

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки... Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.
Сила характера, независимо от его содержания, - сокровище ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.

 

Афоризмы выводятся в случайном порядке.

Выводить по высказываний в окне

Поделиться с друзьями:

АФОРИЗМЫ НА ТЕМУ:

ЗНАМЕНИТЫЕ АФОРИСТЫ:

ВСЕ АВТОРЫ АФОРИЗМОВ

НАШИ СЕРВИСЫ