Константин Ушинский. Высказывания и цитаты из книг

К. Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - знаменитый русский педагог и писатель, основоположник научной педагогики в России. Центральной идеей педагогической теории К. Д. Ушинского была народность воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принципы воспитания, считал он, не могут быть едиными для всех народов, так как при всем внешнем сходстве они проникнуты самобытным национальным духом, который нельзя перенести на чужую почву. Особенностью воспитания русского народа он считал развитие у детей глубокой любви к родине. Однако это чувство, по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. А воспитание, основанное на народности, должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ушинский был глубоко уверен в мощной творческой силе русского народа, его культуре, и считал делом первостепенной важности изучение в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Его идеи шли вразрез с принятыми в те времена методиками обучения, для которых отечественная культура рассматривалась как «простонародная», и русское дворянство воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, а изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялся минимум внимания.
Воспитание Ушинский рассматривал как социальное явление, которое имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания» - детей и учитывать их психологические особенности.
Главным направлением педагогики, по Ушинскому, является нравственное воспитание личности. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скука, тоскf, карьеризм, лицемерие, праздность.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Педагогические взгляды и идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогике.

 

Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.
Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки... Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.
Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

 

Афоризмы выводятся в случайном порядке.

Выводить по высказываний в окне

Поделиться с друзьями:

АФОРИЗМЫ НА ТЕМУ:

ЗНАМЕНИТЫЕ АФОРИСТЫ:

ВСЕ АВТОРЫ АФОРИЗМОВ

НАШИ СЕРВИСЫ