Константин Ушинский. Высказывания и цитаты из книг

К. Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - знаменитый русский педагог и писатель, основоположник научной педагогики в России. Центральной идеей педагогической теории К. Д. Ушинского была народность воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принципы воспитания, считал он, не могут быть едиными для всех народов, так как при всем внешнем сходстве они проникнуты самобытным национальным духом, который нельзя перенести на чужую почву. Особенностью воспитания русского народа он считал развитие у детей глубокой любви к родине. Однако это чувство, по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. А воспитание, основанное на народности, должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ушинский был глубоко уверен в мощной творческой силе русского народа, его культуре, и считал делом первостепенной важности изучение в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Его идеи шли вразрез с принятыми в те времена методиками обучения, для которых отечественная культура рассматривалась как «простонародная», и русское дворянство воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, а изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялся минимум внимания.
Воспитание Ушинский рассматривал как социальное явление, которое имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания» - детей и учитывать их психологические особенности.
Главным направлением педагогики, по Ушинскому, является нравственное воспитание личности. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скука, тоскf, карьеризм, лицемерие, праздность.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Педагогические взгляды и идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогике.

 

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают.
Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

 

Афоризмы выводятся в случайном порядке.

Выводить по высказываний в окне

Поделиться с друзьями:

АФОРИЗМЫ НА ТЕМУ:

ЗНАМЕНИТЫЕ АФОРИСТЫ:

ВСЕ АВТОРЫ АФОРИЗМОВ

НАШИ СЕРВИСЫ