Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

Константин Ушинский. Высказывания и цитаты из книг

К. Д. УшинскийКонстантин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) - знаменитый русский педагог и писатель, основоположник научной педагогики в России. Центральной идеей педагогической теории К. Д. Ушинского была народность воспитания. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принципы воспитания, считал он, не могут быть едиными для всех народов, так как при всем внешнем сходстве они проникнуты самобытным национальным духом, который нельзя перенести на чужую почву. Особенностью воспитания русского народа он считал развитие у детей глубокой любви к родине. Однако это чувство, по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. А воспитание, основанное на народности, должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ушинский был глубоко уверен в мощной творческой силе русского народа, его культуре, и считал делом первостепенной важности изучение в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Его идеи шли вразрез с принятыми в те времена методиками обучения, для которых отечественная культура рассматривалась как «простонародная», и русское дворянство воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, а изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялся минимум внимания.
Воспитание Ушинский рассматривал как социальное явление, которое имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания» - детей и учитывать их психологические особенности.
Главным направлением педагогики, по Ушинскому, является нравственное воспитание личности. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скука, тоскf, карьеризм, лицемерие, праздность.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Педагогические взгляды и идеи К. Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогике.

🖋 Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
🖋 Воспитание — величайший вопрос человеческого духа.
🖋 Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
🖋 Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
🖋 Пьяному и на светлой улице темно.
🖋 Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
🖋 Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
🖋 Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
🖋 Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
🖋 Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека - единственные творцы всякого богатства.
🖋 Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
🖋 Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
🖋 Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
🖋 Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
🖋 Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
🖋 Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности... не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
🖋 Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек.
🖋 Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
🖋 Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
🖋 Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий.
🖋 Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.
🖋 Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
🖋 Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
🖋 В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть.
🖋 Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
🖋 Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
🖋 Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.
🖋 Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
🖋 Страх - это самое угнетающее из человеческих чувствований.
🖋 Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
🖋 Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.
🖋 Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
🖋 Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
🖋 Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
🖋 Воспитание [призвано] оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.
🖋 Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
🖋 Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
🖋 Сила характера, независимо от его содержания, - сокровище ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства.
🖋 Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа.
🖋 Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
🖋 Быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.
🖋 Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
🖋 Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.
🖋 Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки... Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.
🖋 Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло.
🖋 Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
🖋 Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
🖋 Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
🖋 Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело.
🖋 Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.
🖋 Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
🖋 Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
🖋 Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности.
🖋 Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.
🖋 Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.
🖋 Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело.
🖋 Самая важная часть воспитания — образование характера.
🖋 Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.
🖋 Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.
🖋 Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
🖋 Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.
🖋 Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают.
🖋 Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.
🖋 Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой.
🖋 Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
🖋 Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
🖋 Практика показывает, что гимнастика, специализируя так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней.
🖋 Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Афоризмы по темам

Знаменитые афористы

Все авторы афоризмов