Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

СЕНЕКА МЛАДШИЙ, ЛУЦИЙ АННЕЙ
(около 4 - 65 гг. н.э.)

СенекаРодился в Испании, в городе Кордубе. Его отец был известный ритор Сенека Старший. В молодости Сенека приехал в Рим и выступил на судебном поприще. При императоре Калигуле он был квестором. Император Клавдий по причине, которая осталась неизвестной, сослал Сенеку на остров Корсику. После смерти Клавдия его вторая жена Агриппина вернула Сенеку из ссылки и поручила ему воспитание своего сына Нерона. Когда воспитанник сделался императором, Сенека стал влиятельнейшим человеком в государстве. Но через несколько лет, бессильный бороться с деспотическими наклонностями воспитанника, уходит от дел, живет в своих поместьях. В 65 г. он был обвинен в военном заговоре против Нерона. По его приказу Сенека был вынужден покончить жизнь самоубийством.

Жизнь Сенеки была бурной и противоречивой: он проповедовал бедность, а был богачом; как ритор ратовал за политическую активность, как философ стремился к уходу от общественной жизни. За эту противоречивость его неустанно попрекали и современники, и потомки. Правда, от этого слава Сенеки-писателя никак не менялась.

Прозаические сочинения Сенеки включают 12 книг небольших философских трактатов и большой сборник писем на моральные темы к молодому другу - философу Луцилию. Здесь он выказал виртуозное словесное мастерство, которое заключалось в умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах.

Сенека пишет короткими фразами, все время сам себе задавая вопросы, сам себя перебивая вечным: "Так что же?". Он не пользуется сложной системой цицероновских периодов, а пишет сжатыми, однообразно построенными предложениями. Там, где Сенеке случается пересказывать мысль Цицерона своими словами, эта разница особенно видна. Так, Цицерон писал: "Даже в гладиаторских боях, где речь идет о положении и судьбе людей самого низкого происхождения, мы обычно относимся с отвращением к тем, кто дрожит, молит и заклинает о пощаде, но стараемся сохранить жизнь тем, кто храбр, мужествен и смело идет на смерть: мы скорее жалеем тех, кто не ищет нашего сострадания, чем тех, кто его добивается". Сенека передает это так: "Даже из гладиаторов, говорит Цицерон, мы презираем тех, кто любою ценою ищет жизни, и одобряем тех, кто сам ее презирает".

Вереницы таких коротких, отрывистых фраз связываются между собою градациями, антитезами, повторами слов. "Песок без извести", - метко определил эту дробную рассыпчатость речи ненавидевший Сенеку император Калигула.

Враги Сенеки упрекали его в том, что он использует слишком дешевые приемы в слишком безвкусном обилии. Но на эти упреки писатель отвечал, что ему как философу безразличны слова сами по себе и важны лишь как средство произвести нужное впечатление на душу слушателя, а для этой цели его приемы хороши.

Кроме философской прозы, из сочинений Сенеки сохранилось девять трагедий: "Безумный Геркулес", "Троянки", "Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон", "Фиест", "Геркулес на Эте", "Финикиянки". В драматических сочинениях Сенека по-прежнему остается философом, а не драматургом. Его трагедии -это произведения для чтения, а не для постановки. Главное в них не действие, а словесная ткань, возбуждающая эмоции слушателя. Детальное описание движений персонажей (что для постановки совершенно излишне), их патетические монологи, кровавые страшные сцены - все рассчитано на читательскую аффектацию.

Образ Сенеки сохранил свое величие в веках, хотя отношение к нему было двойственным: он импонировал как мыслитель и нередко смущал как писатель, поскольку его стиль, вызывающе-небрежный, воинственно-дерзкий, неправильный и мощный, был точным отражением его нравственного облика. Биография Сенеки давала картину жизни, полной борьбы между соблазнами вельможества и требовательной прямотой философии. Доблестная же смерть от собственной руки по приказу любимого воспитанника стала символом конечного торжества добродетели, превозмогающей власть. Так что Сенеку почитали наравне с Сократом. Он овладевал душами и заставлял себе подражать вольно или невольно от "Исповеди" Августина до драм Шекспира. Отдали ему дань и драматурги французского классицизма: Корнель пишет свои трагедии "Эдип" и"Медея", а Расин -"Федру" под влиянием одноименных трагедий Сенеки.