Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
(106-43 гг. до н.э.)

ЦицеронПринадлежал к сословию "всадников". Родился в окрестностях Арпинума (в Лациуме) и получил в Риме, а затем в Греции общее и риторическое образование. Блестящие ораторские Способности помогли ему добиться высших государственных должностей. В 63 г. Цицерон становится консулом. У него появляется возможность жестоко подавить заговор Катилины, против которого до этого он выступал с обличительными речами в сенате. В 58 г. Цицерон был вынужден отправиться в ссылку: народный трибун Клодий обвинил его в умерщвлении римских граждан без суда. Возвращен из ссылки в 57 г., а в 51 г. был назначен проконсулом (наместником) в Киликию (Малую Азию).

Во время гражданской войны Юлия Цезаря с Помпеем Цицерон выступил против узурпатора республиканской власти. При диктатуре Цезаря (48-44 гг.) Цицерон был вынужден отойти от политики. Свой досуг он целиком посвятил литературной работе. После убийства Цезаря Цицерон своими речами ("филиппиками") громил сторонника Цезаря Антония за измену республике. В 43 г. Цицерон был внесён в проскрипционный список и убит агентами Антония.

Цицерон был просвещеннейшим человеком эпохи, гениальным оратором и талантливым писателем. Сохранилось 58 его речей (около половины всех сочиненных им), 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем, наиболее известны "Письма к Аттику".

В философии Цицерон - защитник старинных римских устоев и гражданственности, противник эпикуреизма и сторонник стоицизма. В теории красноречия Цицерон отстаивает идею гармонии словесного выражения и содержания. Он убежден в том, что только глубокое знание предмета речи может дать изящество слога, а без этого знания ораторский слог "является каким-то пустым и чуть ли не детским". Отличительные черты ораторского искусства самого Цицерона - не только глубина знания, но и музыкальная периодичность, ритмичность, тщательный отбор стилистически нейтральных слов.

Во всех сочинениях Цицерона, особенно в письмах, ярко проступают его человеческие качества: вежливый корреспондент, участливый друг, нерасчетливый хозяин, любящий отец, мужественный гражданин, стоик, умеющий строить свою жизнь по меркам высших ценностей, бороться за обреченное дело и погибнуть в борьбе. Поэтому вполне понятно, что для Европы он стал воплощением гуманизма республиканской античности.

В Риме его читали в школах, его изучали, писали комментарии к его речам, ему подражали христианские "отцы церкви" (Лактанций, Иероним, Августин). Гуманисты эпохи Возрождения создали культ Цицерона и его изящного языка. Деятели Великой французской революции (Мирабо, Робеспьер и др.) зачитывались Цицероном и цитировали его речи.

В России XIX века Цицерон в первую очередь -"гимназический" автор. Таким его знал и Пушкин, о чем свидетельствует шутливое замечание о Цицероне в "Евгении Онегине": "читал охотно Апулея (автора эротико-авантюрного романа "Золотой осел" - B.C.), а Цицерона не читал".