Хорошо ли вы понимаете потребности своих детей? Психологический тест
Известно, что ребёнок начинает развиваться и формироваться как личность ещё в утробе матери. Первый год жизни — тот старт, который предопределяет во многом будущее ребёнка, в частности его самооценку, желание познавать мир, стремление найти в нём своё место. А поэтому очень важно, чтобы в этот период родители не только любили его таким, каков он есть, но и понимали его потребности. Данный тест предназначен для родителей детей до одного года.
Супруги порознь оценивают приведённые ниже высказывания и отмечают, какие из них кажутся правильными («а»), сомнительными («б»), а какие неверными («в»).
1. В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда и покой.
2. Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица.
З. Разговор с ребёнком, который ещё ничего не понимает, не имеет никакого смысла.
4. Если мать занимается исключительно малышом, то есть не ходит на работу, то отцу ни к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать ребёнка.
5. С первых дней жизни у ребёнка должно быть множество привлекательных игрушек, которые будут его развлекать.
6. Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать всё в точности так, как рекомендуют книги, и всё будет в порядке.
7. Пока ребёнок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питьё, сухая одежда), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Внимательно посмотрите на получившиеся результаты. Чем меньше количество согласий с приведёнными высказываниями, тем лучше результат.
Ситуация благоприятная при прочих равных условиях, если у мужа утвердительных ответов будет меньше, чем у жены.
Младенцы начинают реагировать на присутствие людей с первых дней жизни. Взрослые улыбаются им, разговаривают, затем дают игрушки. Потребность в новых ощущениях и общении у малыша так же велика, как и потребность в еде и отдыхе. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам.
Примерно между вторым и третьим месяцем у младенцев появляется очаровательная улыбка, которая притягивает взрослых. Каждому кажется, что ребёнок улыбается именно ему. Тот, кто не видел первую улыбку, упустил один из очаровательных и трогательных моментов в своей жизни. Младенчество — период эмоционального развития человека, и то, что упущено в этот период, очень трудно наверстать потом, когда общение становится избирательным.
Большое количество игрушек приносит не столько пользу, сколько вред. Последнее наиболее вероятно в двух случаях: когда взрослые игрушками пытаются заменить теплоту и любовь, и если игрушки не соответствуют возрасту и не «вписываются» в процесс овладения миром предметов и человеческих отношений, разрушают процесс овладения действиями и нормами человеческого поведения.
Что касается советов из книг, то надо опасаться механического исполнения правил, в которых игнорируются потребности и особенности развивающегося человека. Такие правила ограничивают возможности родителей. Второй ребёнок в этом смысле уже имеет дело с родителями, «воспитанными» первенцем, который, как правило, всё-таки отучает их от мании делать всё «по часам».