Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, ГАЙ
(около 70 - около 140 гг. н.э.)

ОвидийПринадлежал к всадническому роду. Юные годы Светония прошли в Риме, где он получил обычное для своего времени образование сперва в грамматической, потом в риторической школе. По ее окончании Светоний попадает в кружок Плиния Младшего - один из центров культурной жизни этого времени. Плиний Младший был старше Светония лет на десять. Он полюбил молодого ученого и стал неизменным его покровителем: хлопочет о должности для Светония, испрашивает у императора Траяна имущественные льготы для него, помогает ему купить имение близ Рима, воодушевляет на творчество. Когда Светоний написал свое первое большое сочинение (возможно, книгу "О знаменитых людях"), но медлил с изданием, Плиний его торопит: "не откладывай больше... работа твоя готова и закончена, от полировки она не заблестит, а начнет стираться".

В 117 г. воина Траяна сменяет у власти ученый Адриан, любитель и ценитель наук и искусств. Для Светония неожиданно открываются возможности выгодной придворной службы. Он поступает в императорскую канцелярию "по ученым делам", ему поручается надзор за публичными библиотеками, и, наконец, он получает высокий пост советника "по переписке": к нему сходятся все отчеты и донесения со всех концов империи, он докладывает о них Адриану, составляет и рассылает на места императорские распоряжения. Придворная служба открыла Светонию доступ к государственным архивам, и он охотно воспользовался этим для своих ученых работ: в эти годы он пишет свои жизнеописания двенадцати цезарей и издает это сочинение с посвящением Септицию Клару (начальнику преторианцев при Адриане). Тот стал покровителем Светония после смерти Плиния Младшего.

Придворная карьера Светония была недолгой. В 122 г. по приказу императора Адриана он был уволен. Биограф Адриана пишет об этом так: "Септиция Клара, начальника преторианцев, Светония Транквилла, заведующего перепиской, и многих других он сменил за то, что они вопреки его приказу вели себя с женой его Сабиной вольней, чем это допускало уважение к императорскому дому". Однако вполне возможно, что упоминание о Сабине, нелюбимой жене Адриана, здесь не причина, а повод. Настоящая же причина была связана с какой-то глухой придворной интригой. Светонию в этот момент было около 50 лет. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Но судя по количеству им написанного, прожил он еще долго и умер около 140 г.

Биография историка говорит о том, что это был "книжный человек" (выражение Плиния), миролюбивый, нерешительный и непрактичный, лишь недолго и неудачно занимавший государственную должность, да и то такую, где важнее всего была ученость и хороший стиль, а потом вновь удалившийся к своим книгам.

Позднейшие историки и филологи, сравнивая "Жизнь двенадцати цезарей" Светония с историческими работами Тацита и Плутарха, почти единодушно пришли к мнению, что Тацит его превосходит как историк, Плутарх - как биограф. Светоний не заботится о психологической последовательности: он перечисляет добродетели и пороки каждого императора по отдельности, не задумываясь, как могли они вместе жить в одной душе. Светоний не беспокоится о хронологии: он соединяет в одном перечне факты начала и конца правления, без логики и связи. Светоний представляет образы императоров в отрыве от исторического фона: детально разбирая мелочи их частной жизни, он лишь мимоходом упоминает о действительно важных исторических событиях. Светоний лишен критического чутья: он использует в своих биографиях заведомо тенденциозные источники. Светоний лишен литературного вкуса: он не заботится о художественной отделке слога, он однообразен и сух.

Тацит стремился постичь законы истории, Плутарх - законы человеческой души. Светоний не делал ни того, ни другого. К чему же тогда стремился Светоний? Не желая ничего объяснять и доказывать, он хотел лишь оценить события: разделить дурное и хорошее, разложить их на разные чаши весов и посмотреть, какая чаша перетянет. В биографии Нерона он пишет: "Все эти поступки..., порой достойные немалой похвалы, я собрал вместе, чтобы отделить их от пороков и преступлений, о которых буду говорить дальше".

Светоний смотрит лишь на внешнюю сторону событий, ищет в них черты как можно более индивидуальные, неповторимые, необычные, яркие. Своеобразие в мелочах интереснее для него, чем сходство в целом. Иначе говоря, Светоний стремился не к поучительности, а к занимательности.

Светоний не был ни глубоким, мыслителем, ни гениальным художником. Но он был умен, художественно чуток и смел в оценках, чтобы написать книгу, в которой биографии римских императоров предстают как захватывающие истории. Более того, Светоний создал особую схему жизнеописания и оказался образцом для большой и влиятельной исторической традиции.