Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

ОВИДИЙ НАЗОН, ПУБЛИЙ
(43 г. до н.э. - 18 г. н.э.)

ОвидийРодился в городе Сульмоне (в средней Италии) и принадлежал к старинному роду "всадников". Получил риторическое образование, в юношеские годы славился как декламатор. По отзыву ритора Сенеки, Овидий считался "Хорошим декламатором", но любил декламировать больше суасории ("увещательные речи"), требующие прежде чувства и чувства; "всякая аргументация была у него тяжела", свидетельствовал тот же Сенека.

Очень рано Овидий ощутил себя поэтом. "С детства служить небожителям больше хотелось", признавался сам поэт в своей автобиографической элегии; его "тайно влекла к себе Муза" и "все, что он ни пытался писать, выходило стихом".

В творчестве Овидия различаются три периода. Первый - около 20-1 гг. до н.э.: сборник любовных элегий (пять книг, потом сокращенные автором до трех), сборник любовных посланий ("Героини") и три дидактические поэмы - "Средства для лица" (сохранился отрывок), "Наука любви" (три книги) и "Лекарство от любви" (одна книга). К этому же периоду принадлежит несохранившаяся трагедия "Медея", которая пользовалась в древности громкой славой.

Второй период - около 1-8 гг. н.э.: пора зрелости, работа над монументальными поэмами "Метаморфозы" (15 книг) и "Фасты" (6 книг из задуманных 12).

В 8 г. н.э. знаменитый поэт неожиданно попал в опалу и был сослан по приказу Августа на поселение в Томы (ныне Констанца) на Черном море. Причины ссылки неизвестны. Последующие годы составляют третий и последний период творчества Овидия: "Скорбные элегии" (пять книг), "Послания с Понта" (четыре книги), стихотворная инвектива "Ибис" и дидактическая поэма "О рыбной ловле" (отрывок).

"Сколько живописи в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы", - так писал Александр Пушкин о прнтийских элегиях Овидия.

Для потомства Овидий остался третьим членом великого поэтического триумвирата античности: Вергилий, Гораций, Овидий.

Более, чем кто-либо другой из латинских авторов, Овидий был певцом человечности и человечества. Каждая эпоха училась у него гуманизму на свой лад. Для средних веков он был наставником практики куртуазного вежества и теории мирового сродства. В феодально-рыцарской поэзии трубадуров Овидий - образец певца любви. Для Возрождения и классицизма творчество Овидия - источник норм галантного поведения и неисчерпаемый кладезь занимательных историй. Именно в это время создавались многочисленные новеллистические переработки мифов "Метаморфозов".

В России "певцу любви, певцу богов" посвятил трогательные стихи Александр Пушкин. Он находил в своей судьбе много общего с участью римского поэта-изгнанника. XX же век вновь открыл Овидия как предтечу психологизма прошедших эпох.