Лола Монтес и Людвиг Баварский: "Любовь вознесла меня на небеса...
Лола Монтес была профессиональной губительницей мужских сердец. Но некоторые ее жертвы теряли больше, чем веру в любовь. Король Людвиг Баварский заплатил за страсть к Лоле сначала уважением подданных, а в конце концов - короной...
Фальшивыми были ее имя, национальность, благородное происхождение. Большим преувеличением, как выяснилось, оказалось и то, что она была выдающейся танцовщицей. Подлинной была лишь ее красота. И несгибаемый характер. Знаменитыми стали ее слова: «Если Лола Монтес что-то хочет, она просто приходит и берет».
![]() |
![]() |
Портрет Лолы Монтес кисти Йозефа Карла Штилера (Галерея красавиц). 1847 | Портрет Людвига I Баварского кисти Йозефа Карла Штилера.1826 |
Осенью 1846 года Лола Монтес пожелала получить ангажемент в Баварском королевском театре. И не получила его - директору театра она показалась недостаточно молодой и грациозной, чтобы радовать взор короля, большого ценителя женской красоты. Как Лола уже через два дня оказалась на аудиенции у Людвига I, загадка. По одной из версий она соблазнила королевского адъютанта Фридриха Нусхаммера. По другой - она прорвалась в королевские покои, едва не подравшись с камердинером. Присутствовавший при аудиенции придворный архитектор Лео фон Кленце рассказывал, что, выслушав жалобы Лолы на директора театра, король предположил, что, возможно, у того были основания так говорить. В ответ Лола схватила со стола нож для бумаг, вспорола лиф платья и обнажила свое тело, демонстрируя его природную, а не дарованную корсетом стройность...
Полностью доверять рассказу Лео Фон Кленце не стоит - он влюбился в Лолу Монтес точно так же, как и король - с первого взгляда, и впоследствии когда Людвиг Баварский швырнул к ее ногам свое королевство, уважение народа и преданность министров, в своей ревности дошел до того, что возненавидел королевскую фаворитку.
Таких, кто невзлюбил «испанку», было много. Возможно, поэтому Людвиг не верил тому, что говорили о Лоле Монтес. А та вряд ли рассказала ему о себе всю правду. Тем более что и в своих мемуарах она рассказала ее не всю. Призналась, например, что ее настоящее имя Элизабет Розанна Джилберт, что она появилась на свет 17 февраля 1821 года в Ирландии, в Слайго. Но при этом продолжала утверждать, будто ее мать - из древнего и благородного испанского рода Парис-и-Монтес. На самом деле ее мать была незаконнорожденной дочерью хозяйки харчевни и звали ее Элиза Оливер. В пятнадцать лет она сбежала с офицером Джоном Джилбертом. Они обвенчались, у них родилась Бетти, а когда малышке исполнилось полтора года, полк, в котором служил Джон Джилберт, отправили в Индию. Родственников, которые готовы были бы приютить Элизу с дочерью, у Джона не было, поэтому жена и дочь отправились вслед за ним в жаркую, опасную страну. Элиза боялась за жизнь малышки: дети европейцев зачастую не выдерживали климата Индии. Однако потерять ей предстояло мужа: Джон Джилберт скончался от холеры всего через месяц жизни в Калькутте. К счастью для Элизы, ею успел заинтересоваться командир полка Джеймс Крейги. Он предложил юной вдове руку, сердце и поддержку. Элиза и Джеймс поженились и сразу после свадьбы отправили Бетти к родственникам Крейги, в Шотландию.

Этот портрет Лолы Монтес считается самым ранним.
Миниатюра на слоновой кости написана немецким художником
Йозефом Хегелем в конце 1830-х годов.
По немногим дошедшим до нас воспоминаниям, в детстве Бетти Джилберт не отличалась примерным поведением: она дерзила старшим, воровала, врала и очень рано научилась пользоваться своим природным обаянием, чтобы вымолить прощение за проступок, а то и свалить вину на прислугу. Когда ей исполнилось восемь, ее отправили в пансион в Бате, надеясь, что там ее перевоспитают. Но в пансионе Бетти только отточила характер: она разучилась извиняться за проступки, зато научилась драться и утверждала свою власть над другими девочками с помощью грубой силы, к тому же сделалась невыносимо упряма. А в возрасте шестнадцати лет повторила поступок матери: сбежала из пансиона с молодым офицером, лейтенантом Томасом Джеймсом. Молодые уехали в Ирландию и обвенчались. А вскоре Томас получил назначение в Индию...
Уже сделавшись Лолой Монтес, она утверждала, будто брала уроки у индийских храмовых танцовщиц-девадаси, исполнявших эротические танцы. Пробыла Бетти в Индии недолго - сбежала с любовником в Лондон. Затем оказалась в Испании. Если верить ее мемуарам, она поехала туда учиться танцам. На самом деле она спешно перебралась в Севилью после того, как обманутый муж прислал в Англию письмо с требованием о разводе. За измену ей грозил огромный штраф, и окончания судебного процесса Бетти дожидаться не стала.

К. Бюхнер. Портрет Лолы Монтес (1847)
Правды о Лоле Людвиг знать не желал. Он вообще, казалось, существовал в какой-то параллельной реальности, в которой царили романтика и красота. Таким он, Людвиг Карл Август, сын курфюста баварского Максимилиана I, родившийся 25 августа 1786 года в Страсбурге, был и в детстве, и в юности, когда посещал занятия в Геттингенском и Ландсхутском университетах. Он обожал все, что было связано с Древней Грецией. Политику он называл «суетой». Любил музыку, живопись и литературу, с наслаждением общался с писателями и художниками, спонсировал театральные постановки.
Женился Людвиг в 1810 году на Терезе Саксен-Гильдбургхаузенской. Эта семнадцатилетняя принцесса была в списке предполагаемых невест Наполеона, но Бонапарт предпочел Марию-Луизу Австрийскую. Кронпринц Людвиг Баварский выбрал Терезу по портрету. Она была красивее других принцесс того же возраста, на брак с которыми мог претендовать будущий правитель Баварии, а для кронпринца красота женщины имела огромное значение. Людвиг боялся, что Наполеон, имевший сильное влияние на Максимилиана I и почти насильно выдавший родную сестру Людвига Августу замуж за своего пасынка Евгения Богарне, попытается и ему в жены пристроить какую-нибудь свою родственницу.
«Я должен жениться как можно скорее. Как только я это сделаю, поползновения Парижа на мою свободу прекратятся», - писал он отцу. Во время помолвки Людвиг был очарован своей избранницей и постарался ускорить свадьбу, которую он пожелал отметить с истинно королевских размахом. Празднества длились с 12 до 17 октября, на гуляниях побывало тридцать пять тысяч человек, и с тех пор праздник повторяется каждый год: нам он известен как Октоберфест.
В 1825 году скончался король Максимилиан, и Людвиг I взошел на отцовский трон. Теперь у него были все возможности для того, чтобы реализовать свою мечту: превратить Мюнхен во «вторые Афины». Под патронажем короля была проведена реорганизация Академии Художеств, Университет из Ландсхута перенесен в Мюнхен и началась основательная перестройка города: по утвержденным Людвигом проектам возводились великолепные здания в античном и ренессансном стиле. Король проявлял либеральные взгляды, и поначалу это очень нравилось баварцам. Но воплощение его возвышенных идей требовало слишком больших затрат, из-за чего между королем и Палатой депутатов возникало все больше разногласий.
В семейной жизни Людвига все тоже было не идеально. Тереза в полной мере исполнила завет «плодитесь и размножайтесь» и рожала едва ли не по ребенку в год: Максимилиан, Матильда, Оттон, Шарлотта, Луитпольд, Алдегонда, Хильдегарда, Александра, Адальберт. Разумеется, частые роды повредили ее красоте, и хотя она оставалась все той же милой и тихой женщиной, в которую Людвиг когда-то влюбился, а ее добросердечие и набожность вызывали всенародную любовь, все же то острое ощущение счастья, которое король когда-то испытывал рядом со своей избранницей, ушло безвозвратно. Людвиг начал изменять супруге. Но ни одна из любовниц так же не сумела дать ему той неистовой страсти, того любовного безумия, о котором король мечтал.
Годы шли. Людвиг решил, что его удел - поклонение Вечной Красоте, без попыток овладеть ею. По его приказу во дворце Нимфенбург создали Галерею красавиц: для короля разыскивали прекраснейших женщин и девушек, от которых требовалось лишь одно - позировать для портрета. Не имело значение происхождение и общественное положение красавицы, в Галерее можно полюбоваться и на принцесс, и на простолюдинок. Как раз тогда в Лондоне и объявилась «испанская танцовщица Лола Монтес», которая очень быстро стала популярной. Все испанское тогда было в моде, а Лола к тому же исполняла очень смелые, почти эротические для тех времен танцы: поднимала юбку выше щиколоток, и не боялась сдернуть косынку с плеч, открывая глубокое декольте. По Лондону поползли слухи, что «испаночка» танцует едва ли не обнаженной, и театр, где она выступала, едва ли не брали штурмом. Даже театральные критики не устояли перед Лолой, и в газете «Иллюстрированные новости» появился восторженный отзыв: «Ее талия изящна, каждое движение продиктовано врожденным чувством ритма, темные глаза лучатся, вызывая восторг зрителей». Букетами, которыми заваливали сцену после одного представления Лолы Монтес, можно было бы заполнить целую цветочную лавку... Однако Лола хотела не цветов, а богатого мужа. Или хотя бы достойное ее красоты содержание.
«Я пришла к выводу, что мне надо подцепить какого-нибудь принца», - писала она в своих мемуарах.
В Англии подходящих принцев в тот момент не было: все имевшиеся были или добродетельны, или счастливо женаты, или слишком молоды. Лола отправилась на континент. Танцевала в Дрездене, в Берлине, в Варшаве. В мемуарах утверждала, будто у нее был роман с русским царем Николаем I, но этому не имеется никаких подтверждений, а из Варшавы ее и вовсе выслали за непристойное поведение. Выслали и из Берлина: она ударила хлыстом жандарма. Раздавать пощечины и удары хлыста Лола любила. Но поначалу ей приходилось дорого платить за свою несдержанность. В Дрездене Лола познакомилась с композитором Ференцем Листом, который увез ее в Париж, но роман их, хоть и пылкий, продолжался недолго: Лист небогат и не склонен тратить на нее столько, сколько ей бы хотелось.
Лола вступала в любовные связи легко и так же легко их разрывала. Она была любовницей многих знаменитостей, в том числе и Оноре де Бальзака, Александра Дюма-отца, Теофиля Готье. Но французские классики были слишком бедны для нее и даже не могли составить протекции в парижских театрах. Немного помаявшись, Лола нашла человека, который ей помог, - театрального критика Александра Дюжарье. Лола легко его соблазнила, и на этот раз роман получился серьезный: она даже переехала к нему на квартиру и Дюжарье собирался жениться на ней. Он помог ей поступить на сцену «Гранд-опера», и поначалу в Париже Лола произвела такой же фурор, как и в Лондоне. «Лола была настоящей соблазнительницей, - писал о ней влиятельный критик Гюстав Клодин. - В ее облике было что-то притягивающее и чувственное. Ее кожа необыкновенно бела, волосы волнистые, глаза дикие, дышащие необузданной страстью, а ее рот напоминает плод спелого граната».
Все могло бы кончиться хорошо, но Лолу погубила жадность: она соглашалась на свидания с богатыми поклонниками, если ей обещали щедрую оплату. Литератор Жан де Боваллон решился рассказать Александру Дюжарье о том, что представляет из себя его возлюбленная. Дюжарье ответил оскорблением. Боваллон вызвал его на дуэль и застрелил. Все парижские журналисты ополчились на «распутную испанку». Александр Дюма помог Лоле получить наследство покойного Дюжарье, но из Франции ей пришлось уехать.
Именно тогда Лола и оказалась в Мюнхене. На момент ее знакомства с Людвигом Баварским ей было двадцать пять лет, ему исполнилось шестьдесят. Людвигу казалось, любовь и страсть для него - безнадежно в прошлом. Но Лола зажгла в нем такие чувства, каких он не испытывал даже в юности. «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал свое извержение. Я охвачен чувством любви, как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне. Любовь вознесла меня на небеса, мои мысли стали чище, я стал лучше!» - писал король своему другу Генриху фон дер Танну.
Лола стала для него всем. Живым божеством. Людвиг преклонялся перед ней. Разумеется, он сделал ее прима-балериной королевского театра. Назначил ей ежегодную ренту в 70 000 гульденов. И пожизненную пенсию. Придворный художник Йозеф Карл Штилер написал ее портрет для Галереи красавиц. Король построил для нее дворец в центре Мюнхена в фешенебельном районе Богенхаузен на нынешней улице Барерштрассе. Он осыпал ее драгоценностями. Он писал ей любовные письма на испанском, который, кстати, Лола знала куда хуже, чем Людвиг. Король сочинял для своей красавицы стихи. А особенно интимные признания Людвиг писал на розовой бумаге. Эти листки предназначались для уничтожения. Но Лола их сохранила...
Танцовщица устроила собственный салон, где собирались ее поклонники и прихлебатели, желавшие с помощью всесильной фаворитки урвать что-то от королевских щедрот. Но Лола хотела, чтобы ее посещали по-настоящему влиятельные люди, сливки общества, министры с женами. Этого ей добиться не удалось, и король не скрывал своего возмущения «чванством» министерских жен, не желавших посещать салон его возлюбленной: «А что было бы со всеми этими благородными дамами, если бы их юными, прекрасными и беспомощными отправили кружить по всему свету? И действительно ли они выше и лучше? Знаю я их всех и не очень высоко ценю их якобы совершенную добродетель!»

Лола Монтес и Людвиг Баварский.
Карикатура
Представители аристократии ненавидели Лолу Монтес. Но и простые мюнхенцы не питали к ней симпатии. Королевская фаворитка разъезжала по городу верхом, нередко даже не в амазонке, в мужских панталонах, зачастую с папиросой в зубах, с хлыстом за голенищем сапога, в сопровождении огромного агрессивного дога. Она с легкостью и с удовольствием раздавала пощечины и удары хлыста. Однажды она ударила хлыстом почтмейстера, который недостаточно быстро уступил ей дорогу. Почтмейстер вызвал полицию, был составлен протокол, который Лола с хохотом разорвала и бросила обрывки полицейским под ноги. Однажды Лоле пришлось спасаться от возмущенной толпы в ближайшем ювелирном магазине. А после того как Лола отхлестала портного, и тот, считая себя достойным баварским гражданином, имеющим право на защиту от беспредела, обратился в суд, ее приговорили к тюремному заключению. Но тотчас же миловали заранее заготовленным королевским указом, а глава полицейского департамента барон фон Пехман в тот же день предстал перед королем: Людвиг требовал объяснить, почему полиция «преследует» танцовщицу Лолу Монтес. В результате разговора фон Пехман был уволен и сказал королю на прощание пророческую фразу: «Ваше Величество, вы скоро потеряете самый дорогой бриллиант вашей короны: любовь народа». Но король был ослеплен любовью Лолы...

Лола Монтес была одной из первых в Европе женщин, осмелившихся курить на людях.
В середине XIX века многие женщины курили «пахитоски» и «сигарки» - это, считалось, помогает от послеродовой хандры, - но лишь у себя дома.
Курить публично - в гостях или в ресторане - женщины стали лишь в конце XIX века.
Фото Лолы Монтес - оттиск с дагерротипа, сделанного пионерами американской фотографии Альбертом Саутвортом и Джошуа Хоусом в 1852 году.
Скандал достиг апогея, когда Лола Монтес пожелала получить баварское гражданство, которое иностранцам давали лишь по особому запросу Государственного Совета. Министр иностранных дел Баварии граф Отто фон Брай-Штайнбург писал: «Претензии фаворитки возрастают постоянно, тем более что король ни в чем не может отказать ей. Будучи безродной, она потребовала у баварского Госсовета своей натурализации, чтобы получить затем дворянский титул. В феврале 1847 года министру иностранных дел поступило подписанное королем указание подготовить для сеньоры Лолы Монтес декрет о гражданстве, как это до сих пор делалось в исключительных случаях и в качестве награды отличившимся за особые заслуги на службе Баварии. Прежде всего у таких людей проверялось наличие прежнего гражданства. Что касается Лолы Монтес, то совершенно неизвестно, свободна она или замужем, испанка или англичанка. У нее же не было никакого другого документа, кроме проездного билета через территорию княжества Рейсе. В таких условиях выдача грамоты о гражданстве должна была считаться недостаточно обоснованной, а также незаконной, что заседание Госсовета единогласно и признало. Протокол заседания был передан Его Величеству». Однако аналогичный приказ поступил вторично со следующей припиской: «Тотчас же утвердить мое решение по прилагаемому протоколу заседания Госсовета и без всяких возражений. Мюнхен, 10 февраля 1847 г. Подпись: Людвиг». Одновременно граф Брай получил личное послание короля: «Бавария является монархией. Король повелевает, а министры исполняют. Если кто-то из них считает, что идет против своей совести, он сдает портфель и оставляет свой пост. Король не позволяет министрам предписывать, что ему делать. Что я уже говорил прежним министрам, разъясняю теперь новым. Подпись: Людвиг». Граф Брай сдался: он предоставил королю требуемый документ, но одновременно подал прошение об отставке. Вслед за ним весь кабинет министров тоже подал в отставку. Король отставку принял... Выбирая между Лолой и своим правительством, Людвиг выбрал Лолу. И даровал ей титул графини Ландсфельд: во избежание неприятностей с полицией, которые у нее наверняка еще случатся. Одно дело - арестовать танцовщицу, совсем другое дело - графиню.

Лола Монтес, графиня Ландсфельдская.
Литография Проспера Гийома Дартигонава
Уволенные министры подписались под меморандумом в адрес короля, где в числе прочего говорилось: «С октября прошедшего года внимание всей страны приковано к Мюнхену, и во всех концах Баварии обо всем, что здесь происходит, выносятся суждения как в кругу семьи, так и в общественных местах. А из этих суждений создается общественное мнение, которого следует опасаться. Почтение к монарху постоянно убывает, слышатся только выражения недовольства и постоянные упреки. При этом глубоко задета национальная гордость, так как баварцы считают, что ими правит иностранка, чья репутация в глазах общественного мнения чрезвычайно низка, и пока ничто не может поколебать их мнения».
По стране поползли слухи, будто король хочет развестись со своей добродетельной супругой и жениться на «иностранной чертовке». Мюнхенцы вышли на демонстрацию к дворцу фаворитки. Лола появилась в окне: в полупрозрачном пеньюаре и с бокалом шампанского. Она выпила «за своих добрых баварских подданных» и швырнула бокал в толпу.
В другой раз против нее выступили студенты, они забросали дворец камнями, разбили стекла в окнах... Король приказал на год закрыть университет.

Карикатура времен баварских волнений:
Лола Монтес в окружении студентов, перед ней на коленях стоит король Людвиг.
Разумеется, бесконечно так продолжаться не могло. Очередная демонстрация превратилась в бунт. 11 февраля 1848 года дворец фаворитки взяли штурмом и разгромили. Лолу спасло только своевременное прибытие короля. Впоследствии Людвиг вспоминал в письме к Лоле: «Что сделал я, спасая твою жизнь: рискуя собой, я спас твой дом. Он заперт, но окна разбиты. Камень, брошенный в тебя, ранил мне руку. Как было прекрасно страдать ради тебя». Король увез фаворитку в ее загородное поместье Блютенбург. Но в Мюнхене продолжали бушевать: «Испанскую проститутку прочь из Баварии!»
На этот раз все было уже слишком серьезно. Понимая, что его сил уже не хватит на то, чтобы защитить возлюбленную, и что в данной ситуацией под угрозой не только ее положение, но даже жизнь, Людвиг I подписал указ о высылке Лолы Монтес, графини Ландсфельд из Баварии. А 20 мая 1848 года он подписал и собственное отречение: в пользу старшего сына Максимилиана II. К официальной бумаге об отречении Людвиг приложил письмо для детей: «В этот час я без всякого давления решил покинуть трон. Трон, но не мою любимую Лолиту».
Они расстались, но концом романа это не было. Людвиг уехал в свой замок в горах, потом в Ниццу. Лола - в Швейцарию, потом в Париж. Однако переписка между ними не прекращалась. Король писал Лоле о своей тоске и любви. Она Людвигу тоже писала о любви. Но гораздо больше - о деньгах, в которых нуждалась: «Если бы ты знал, как остаться без средств к существованию. Если ты не пришлешь мне денег, я или убью себя, или сойду с ума. Мне необходимо не менее 5 000 франков. Твоя верная Лолита».
Средств у бывшего короля было не так уж много. Он платил бывшей фаворитке из своей пенсии, хоть и значительной, но недостаточной для удовлетворения аппетитов Лолы Монтес. Тревожась о ее будущем, Людвиг хотел, чтобы Лола вышла замуж, обрела надежную гавань. В ответ на все свои заботливые советы получил письмо из Лондона: «Ты должен мне тотчас перевести деньги в Англию. Я боюсь оказаться нищей, все время должна бояться за завтрашний день. Мне нравится, что ты думаешь о моем замужестве, но не забудь, что мои лучшие годы прошли».
В июне 1849 года Лола и правда решила выйти замуж за тридцатилетнего Джорджа Траффорда Хилда, человека весьма не бедного. Людвигу она написала: «Я выхожу замуж по необходимости, но предупредила своего будущего мужа, что люблю только тебя». Месяц спустя - новое письмо: «Хотя я и замужем, но люблю тебя не меньше. Ты для меня первый во всем мире. Я приеду сразу, если ты мне разрешишь. Именно теперь мне нужны деньги на мебель для дома. Я не испытываю к мужу ничего».
Второе замужество Лолы оказалось еще короче, чем первое. Джордж и Лола беспрерывно ссорились, и годовщину семейной жизни они отметили в Барселоне поножовщиной. Никто не был серьезно ранен, но Хилд предсказуемо бросил Лолу. И в Баварию отправилось отчаянное письмо: «Меня оставил муж. Он ушел утром и не вернулся. Он теперь в Лондоне. Я не могу выразить, как я несчастна. Он оставил меня без средств к существованию. У меня всего 500 франков. Я думаю больше о тебе, чем о себе, хотя у меня нет денег для покупки обуви, та, в которой я сейчас хожу, совершенно сносилась...»
«Прошу, не лишай меня пенсии - это единственное, что мне осталось. Ни одна женщина в мире не страдала больше меня. И все потому, что я была с тобой в Мюнхене...»

Лола Монтес. Портрет кисти Жюля Лора
(около 1845)
Людвиг не перестал любить Лолу даже тогда, когда она начала шантажировать его любовными письмами. «Мне нужны деньги на этот год... Если ты мне заплатишь определенную сумму за все бумаги и письма от тебя, то мы больше не будем говорить о деньгах. Если ты это сделаешь, то тебе не придется выплачивать мне пенсию. Я буду довольствоваться суммой, назначенной тобой. Ты видишь, как мне необходимы деньги. Многие издатели здесь и в Лондоне предлагают мне большие суммы за публикацию писем на английском или французском языках. Некоторые предлагают мне написать мемуары о моей жизни в Мюнхене, это, конечно, принесет мне много средств, другие советуют попросить у тебя деньги за письма и передать тебе все бумаги... Поверь, ужасно жить в нужде. Человек становится способным на все, если его к этому принуждают. Я не прошу многого за письма. Я полагаюсь на твое великодушие в этом вопросе».
Что ответил Людвиг, неизвестно, однако мемуары его фаворитки под названием «Правдивая история знаменитой Лолы Монтес» вскоре появились в книжных магазинах. Письма Людвига там предусмотрительно не упоминались - Лола к этому времени сошлась с авантюристом Огюстом Папоном, вместе с которым предприняла новую атаку на Людвига. Папон лично являлся на виллу бывшего короля и вымогал у него деньги в обмен на любовные письма. Пожалуй, Лола могла бы шантажировать короля до самой своей или его смерти. Но в марте 1851 года она вдруг получила письмо от Людвига, давно уже ей не писавшего. Он не просил ее вернуть письма. Он просто еще раз признавался Лоле в любви: вечной, бесконечной, вопреки всему, до гроба и даже за гробом... Письмо не сохранилось, о нем известно лишь потому, что Лола рассказала нескольким близким ей людям о том, что из-за этого письма у нее случилось то, что она назвала «озарением». Она вдруг поняла, что жила неправильно, что поступила с единственным человеком, который по-настоящему ее любил, гнусно. Лола вернула Людвигу все его письма вместе с последним, ничего не прося в награду. А Людвиг, которому к тому моменту полегчало, все же прислал бывшей фаворитке прощальный подарок: 5 000 франков.

Лола Монтес отбывает в Америку.
Карикатура
Лола продолжала танцевать: теперь уже на сценах США и даже Австралии. И продолжала влюбляться. Говорили, будто ее любовь приносит мужчинам несчастье... Огюст Папон разорился и покончил с собой. Джордж Хилд, с которым она ненадолго помирилась, спился, был уволен из армии и умер в нищете. В США Лола вышла замуж за журналиста Патрика Халла: брак продлился месяц, после чего Лола сбежала, а Патрик так тосковал по ней, что повторил участь ее второго мужа - спился и умер от цирроза печени спустя четыре года. Свою последнюю любовь она встретила в Австралии: актер Ноэл Фоллин был моложе Лолы и достаточно отважен, чтобы с револьвером в руках охранять ее во время выступления в поселках золотоискателей, где мужчины месяцами не видели женщин и никогда в жизни - таких откровенных танцев, какие исполняла Лола... Ноэл утонул во время крушения парохода.
Под конец жизни Лола поселилась в бедном районе Нью-Йорка, носившем название «Адова Кухня». Обратилась к религии. Жила предельно скромно, посещала только церковь и приют для бездомных, где помогала раздавать еду и ухаживала за больными. «За долгие годы службы я не встречал более глубокого, более полного и искреннего раскаяния, как у этой несчастной женщины», - вспоминал ее исповедник. Что стало причиной ее новообретенного религиозного рвения - непонятно. Быть может, осознала, скольким людям она испортила жизнь? Или поняла наконец, что ей была дарована великая любовь, а она использовала ее сугубо как источник наживы? На Рождество 1861 года Лола Монтес простудилась, возвращаясь из церкви, и сгорела от пневмонии за две недели. Все остававшиеся у нее деньги она завещала приюту.
Людвиг пережил свою возлюбленную. Он не переставал любить Лолу Монтес. Людвиг тщательно хранил 225 своих писем к Лоле и 176 писем Лолы к нему в шкатулке из вишневого дерева, которая всегда стояла возле его кровати и с которой он не расставался ни в одной поездке. Утверждают, что Людвиг продолжал писать стихи и письма на испанском своей уже умершей возлюбленной. Писал и сжигал в камине. Надеялся, что огонь унесет его строки на небеса, где теперь пребывает Лола.
Бывший король скончался 29 февраля 1868 года. В Баварии в то время царствовал его внук Людвиг II, «Король-Лебедь», унаследовавший от деда восторженную страсть к искусству, преклонение перед красотой и частичку безумия. Правда, его безумие было другого свойства: он никогда не влюблялся так безоглядно, как его дед. Да и вообще никто из королей в «романтичном» XIX столетии не познал такой ошеломляющей любви, какая досталась Людвигу I Баварскому по милости ирландской авантюристки Лолы Монтес.

Кадр из фильма "Лола Монтес" (1955).
В главной роли Мартина Кароль