Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

Марион Котийяр: как перестать бояться быть собой

Судьба и карьера Марион Котийяр (Marion Cotillard) могли сложиться совсем иначе, если бы ее всю жизнь не преследовал страх перед собственным «я». Марион панически боялась быть собой. Но то, что для любого другого человека стало бы невыносимым испытанием, сделало ее одной из самых ярких звезд современного кино.

Марион Котийяр
Марион Котийяр

В детстве Марион Котийяр казалась вполне обычным жизнерадостным и счастливым ребенком. Она родилась в Париже 30 сентября 1975 года в семье мима Жан-Клода Котийяра и театральной актрисы Моники Тейо. Жан-Клод учился у знаменитого мима Этьена Декру, изобретателя «лунной походки» и наставника Марселя Марсо, и еще в молодости создал небольшой театр со скромным названием «Труппа Котийяр» - почти ярмарочный балаган, в репертуаре которого детские спектакли соседствовали с сатирическими пьесами для взрослых. Моника Тейо, познакомившись с Жан-Клодом, сразу влюбилась и в этот яркий безумный мир, и в его талантливого повелителя, после чего «Труппа Котийяр» стала семейным предприятием.

Марион, как и ее младшие братья-близнецы Гийом и Квентин, росла не только за кулисами, но и на сцене: свою первую роль она сыграла уже в три года. Причем играть Марион пришлось девочку, у которой умерла мама. Понять, почему она должна плакать по притворяющейся мертвой чужой тете, в то время как ее настоящая мама стоит на той же сцене, изображая какую-то незнакомую женщину, было непросто. Возможно, уже тогда у Марион Котийяр начались проблемы со своим настоящим «я» и с реальной жизнью вообще.

Тем более что ее родители всегда старались развивать у детей фантазию и творческие способности: Марион вспоминает, как ей и братьям разрешали разрисовывать стены квартиры в парижском пригороде и как каждый день они все вместе придумывали фантастические истории, в которых сами были главными действующими лицами.

Выдуманная жизнь постепенно становилась увлекательнее настоящей. К тому же девочка впервые в жизни столкнулась с предательством: две ее лучшие подруги неожиданно объединились против нее и начали всячески изводить Марион.

Марион Котийяр в юности

В какой-то степени переезд семьи в деревню Ля Бос под Орлеаном - Жан-Клоду и Монике предложили преподавать в орлеанской Консерватории драматического искусства - стал для нее облегчением. С другой стороны, она оказалась в совершенно незнакомом мире, так не похожем на яркую, шумную столицу: теперь у Котийяров был собственный дом с огромным садом, но в него уже не могли заглянуть в любое время дня и ночи безалаберные парижские гости, к которым успели привыкнуть дети.

Отношения с новыми одноклассниками тоже не складывались. Когда будущая партнерша Семи Насери по фильмам «Такси» подружилась с единственной на всю школу марокканкой, суровые сельские школьники, которым еще не начали преподавать толерантность и политкорректность, затащили Марион под лестницу и облили одеколоном - для дезинфекции.

Девочка все больше отгораживалась от окружающего мира, с каждым днем теряя уверенность в самой себе. «Я везде чувствовала себя лишней - будь то в школе, с друзьями или просто с другими детьми, - вспоминает сегодня Марион Котийяр. - Я была робкой. Больше чем робкой. Мне кажется, я начала размышлять о причинах, почему оказалась в этом мире, и не могла найти ответа. Я была несчастлива из-за того, что мне нужны были ответы на эти вопросы. Мой разум слишком рано потерял невинность».

Все, что у нее оставалось, - это семья и мечты об актерской профессии: Марион продолжала играть в отцовском театре и сниматься в телепередачах - на телевидение ее впервые пригласили еще в пятилетнем возрасте.

В сельской школе над этими мечтами издевался даже учитель, считавший, что дети должны выбрать себе какую-нибудь серьезную и полезную профессию. Но перевоплощение оставалось для переживавшего душевный кризис подростка единственной возможностью сбежать от внутренней пустоты. В четырнадцать лет Марион сыграла в клипе французских панков Wampas, став юной велосипедисткой, которую злодеи похищают, чтобы производить над ней пугающие медицинские эксперименты, и наконец почувствовала, что действительно может быть актрисой.

Через год она стала самой юной студенткой Консерватории, где преподавали родители, обзавелась агентом и начала ходить на кастинги, один из которых обернулся скандалом. В 1992 году семнадцатилетняя Марион безуспешно пробовалась на одну из ролей в фильме «Черный ангел» режиссера Жан-Клода Бриссо, которого через несколько лет обвинили в том, что на кастингах он мастурбировал, заставляя претенденток на роль заниматься перед ним сексом. Котийяр в связи с этим допрашивала полиция. Марион заявила, что ее прослушивание у Бриссо прошло вполне традиционно и никаких претензий к режиссеру она не имеет.

В 1993 году Марион Котийяр утвердили на роль в первом в ее жизни серьезном проекте: в эпизоде сериала «Горец» она сыграла приемную дочь одного из «бессмертных», ставшую жертвой насильника. А в следующем году, когда Марион окончила Консерваторию, режиссер Деннис Берри, у которого она снималась в «Горце», пригласил начинающую актрису в свою картину «Хлоя», где партнершей Котийяр стала знаменитая Анна Карина.

Марион Котийяр в фильме «Такси-2»<
Марион Котийяр в фильме «Такси-2» (2000)

Казалось, именно этот серьезный фильм должен был дать долгожданный толчок ее карьере, но слава обрушилась на Котийяр после легкомысленного «Такси». Роль «недалекой куклы с наклонностями нимфоманки», как отзывалась о своей героине Марион, представлялась ей не слишком интересной и проходной, но картина неожиданно имела такой успех, что Котийяр сразу стала считаться одной из самых многообещающих актрис Франции и даже была номинирована в одноименной категории на премию «Сезар».

В то время Марион встречалась с Жюльеном Рассамом, известным по роли в фильме «Аккомпаниаторша», где вместе с ним играла Елена Сафонова. Жюльен был не только сыном режиссера и продюсера Клода Берри, самого влиятельного человека во французском кино тех лет, но и одним из наиболее одаренных актеров своего поколения.

Жюльен Рассам
Жюльен Рассам

Однако этот роман закончился трагедией: Рассам очень тяжело переживал развод родителей, а когда его мать в 1995 году покончила с собой, и вовсе впал в депрессию, начал злоупотреблять наркотиками. В конце концов в 2000 году он выбросился из окна. Этаж был третий, так что Жюльен выжил, но остался парализованным. Но двумя годами позже он все-таки покончил с собой.

Случившееся стало для Марион тяжелейшим ударом. Реальный мир снова отвергал актрису, демонстрируя ее ненужность и беспомощность: она ничем не смогла помочь своей первой большой любви. Погрузиться в мир кинофантазий тоже толком не удавалось - после «Такси» ей почти не предлагали серьезных ролей.

В конце концов, сыграв во второй и третьей части этого киносериала, она неожиданно бросила все и улетела на Гоа. Марион больше не хотела быть актрисой, она даже не хотела разобраться в себе, чтобы найти новый смысл жизни. Просто в тот момент ей надо было уехать как можно дальше. В Индии произошла встреча, снова вернувшая Марион Котийяр к жизни. Она до сих пор не называет имя человека, который спас ее от самой себя, известно лишь, что это был некий индийский гуру.

В семье Марион вообще любят духовных наставников: ее мать Моника, например, под влиянием своего гуру чуть было не ушла в ашрам, но в конце концов ограничилась тем, что взяла себе новое имя и теперь называет себя Нисима Тейо. Новый знакомый Марион не предложил ей ни поменять имя, ни уйти в ашрам. Наоборот, он объявил Марион, что она сможет обрести покой, только поднявшись на самую вершину славы.

Как туда попасть, осталось неизвестным, но, вернувшись в Париж, Котийяр узнала, что Тим Бертон пригласил ее сниматься в «Крупной рыбе». Тот факт, что актриса не знала английского, режиссера совершенно не смущал. Большие глаза и выразительная мимика Марион напомнили Бертону звезд немого кино, а ему как раз нужна была героиня, которая будет молча и восхищенно слушать рассказы персонажа Альберта Финни. Впрочем, Котийяр, чтобы не ударить в грязь лицом, все равно еще в Париже записалась на курсы английского.

«Крупная рыба» оказалась не лучшим фильмом Тима Бертона, но, по крайней мере, о существовании актрисы Марион Котийяр узнали за пределами Франции. Карьера на родине тоже пошла в гору: в том же 2003 году она получила одну из главных ролей в картине «Влюбись в меня, если осмелишься». Фильм оказался не только успешным, но и пророческим: мало того что ее партнером стал Гийом Кане, с которым у Марион через несколько лет начался роман, так еще и в одной из сцен будущая исполнительница роли Эдит Пиаф поет ее песню «Жизнь в розовом цвете».

В следующем году Котийяр ждал новый успех: перевоплощение в проститутку-мстительницу в «Долгой помолвке» Жан-Пьера Жене, где вместе с ней играла Одри Тоту, принесло ей премию «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана.

Однако Марион этого было уже недостаточно. Ей нужен был Голливуд. Актриса постоянно летала в Соединенные Штаты, пробуясь на роли то в «Черной орхидее» Брайана Де Пальмы, то в «Марии Антуанетте» Софии Копполы, но режиссеры и продюсеры раз за разом отвергали ее кандидатуру: им нужны были американские звезды, на которых пойдет американский зритель.

Наконец Ридли Скотт пригласил Марион в свой фильм «Хороший год», где она сыграла вместе с Расселом Кроу. Однако это тоже было не совсем то, что интересовало Котийяр. Создавалось впечатление, будто ее пригласили только потому, что действие происходило во Франции и по сюжету требовалась какая-нибудь местная красотка. Марион же больше не хотела быть очередной европейской красавицей, которая нужна американским режиссерам для местного колорита. Она должна была стать настоящей голливудской звездой.

Как выяснилось, для этого совсем не обязательно было обивать пороги американских студий - достаточно оказалось сыграть свою великую соотечественницу Эдит Пиаф в «Жизни в розовом цвете». На фильм с самого начала возлагались огромные надежды, поэтому продюсеры категорически возражали против Котийяр, предлагая на главную роль гораздо более известных Одри Тоту, Жюльетт Бинош или Ванессу Паради. Но режиссер Оливье Даан отказался даже рассматривать другие кандидатуры, настолько он поверил в то, что только Марион, совсем не похожая на знаменитую певицу, сумеет стать ею на экране. Даан даже согласился на то, что бюджет картины уменьшится на пять миллионов, лишь бы продюсеры, скрепя сердце, разрешили ему снимать Котийяр.

Марион Котийяр в фильме «Жизнь в розовом цвете»
Марион Котийяр в фильме «Жизнь в розовом цвете»

Марион тоже понимала, что это шанс всей ее жизни, роль, в которую можно погрузиться целиком, без остатка. Она сутулилась, чтобы больше походить на крохотного Воробушка, как называли Пиаф, выбривала себе брови и волосы и чувствовала, как внутри нее постепенно оживает великая певица. Даже когда закончились съемки, когда давно отросли волосы и брови, Марион Котийяр по-прежнему ощущала присутствие Эдит Пиаф. «Ее бросили еще ребенком, - рассказывала актриса журналистам. - Самым большим ее страхом было снова остаться одной, и теперь я ее не оставлю». На самом деле в одиночестве не хотела оказаться сама Котийяр. Марион признавалась, что боялась, что с окончанием съемок снова вернется внутренняя пустота, от которой она бежала всю жизнь.

Странно, потому что в тот момент у нее все неплохо складывалось и в реальной жизни. Некоторое время она встречалась с певцом Синклером, одним из лучших друзей которого был Гийом Кане, - музыкант писал саундтрек для режиссерского дебюта Гийома «Мой кумир». Марион знала Кане еще со времен съемок фильма «Влюбись в меня, если осмелишься», но тогда, сразу после самоубийства Жюльена Рассама, она меньше всего думала о романтике. Новая встреча пять лет спустя завершилась бурным романом, который пару лет каким-то чудом все-таки удавалось скрывать от публики. О бедном Синклере, судя по всему, никто и не вспомнил.

Кане и Котийяр сразу окрестили французскими Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли. Оба терпеть не могут, когда их сравнивают с этой голливудской суперсемейкой, и отказываются обсуждать с журналистами свою личную жизнь, но факт остается фактом: у них есть красота, талант, слава и, похоже, не менее блестящее будущее. Гийом Кане, выросший в семье коннозаводчиков, в свое время подавал большие надежды в конном спорте, пока падение с лошади и серьезная травма не заставили его в восемнадцать лет искать себе другую профессию. Судя по всему, с ее выбором Кане не ошибся. Уже через несколько лет он играл в «Пляже» вместе с Ди Каприо, а вышедший в 2006 году фильм «Не говори никому» принес ему не только премию «Сезар» как лучшему режиссеру, но и известность далеко за пределами Франции, где его и без того считали новым если не Жене, то Бессоном. В сущности, он был тем, кем должен был стать погибший возлюбленный Марион Жюльен Рассам.

Марион Котийяр и Гийом Кане
Марион Котийяр и Гийом Кане

После того как Котийяр получила за роль Эдит Пиаф премию «Оскар», казалось, что она наконец достигла вершины славы, к которой так долго стремилась. Вряд ли какой-нибудь актрисе в ближайшие годы, если не десятилетия, удастся повторить такой успех: Марион стала не только второй, после Симоны Синьоре, француженкой, завоевавшей награду американской Академии, но и одной из двух актрис, получившей «Оскар» за неанглоязычный фильм. Первой была Софи Лорен, чья роль в картине «Чочара» была отмечена статуэткой голого мужчины с мечом в далеком 1961-м.

Родственники Марион тоже решили от нее не отставать: Жан-Клод Котийяр получил в 2006 году премию Мольера за спектакль «Я Катрин Денев» и стал директором Парижской Высшей школы драматического искусства, а брат Гийом, который когда-то предпочел богемной артистической жизни карьеру программиста, все-таки тоже решил попробовать силы в режиссуре и снял короткометражку «Ключ», где сыграли его мать Нисима и Гийом Кане. Квентин Котийяр стал художником и скульптором и перебрался в Сан-Франциско - всего в нескольких часах от Голливуда, где, судя по всему, теперь будут часто гостить члены его семьи.

Марион КотийярПосле выхода «Жизни в розовом цвете» Марион Котийяр не снималась почти два года: французские продюсеры боялись, что ее теперь не устроят скромные отечественные гонорары, а их американские коллеги еще не успели оценить коммерческий потенциал участия обладательницы «Оскара» в новых фильмах. За это время - вопреки обещанию индийского гуру - ее страхи и фобии никуда не делись. Изменился ее взгляд на них. Если раньше, когда ей казалось, что для нее нет места в окружающем мире, Марион во всем винила себя, то теперь она осознала, что в этом отчасти виноват и сам мир, который давно уже развивается в каком-то не том направлении. Так Марион Котийяр стала борцом за экологию и активисткой «Гринписа».

Она и раньше поддерживала французских «зеленых». Теперь же, когда у нее появились время, деньги и громкое имя, Марион решила действовать, не обращая внимания на то, что ее вскоре начали считать чуть ли не городской сумасшедшей. Поводов было предостаточно: она сдавала в лабораторию пыль из своей квартиры, чтобы определить ее химический состав, требовала разрешить ей сопровождать мусоровоз, проинспектировала свалки и заводы по переработке мусора и демонстративно отказалась от рекламного контракта с компанией L'Oreal, когда та попала в черный список «Гринписа» из-за испытаний косметики на животных. Летом 2010 года Котийяр даже отправилась в Конго, чтобы бороться с бесконтрольной вырубкой тропических лесов. Журналистам Марион взахлеб рассказывала о том, как вредны генетически модифицированные продукты и почему нужно перестать покупать экзотические фрукты, на транспортировку которых из южных стран тратится слишком много авиационного керосина.

Еще одним ее увлечением стала музыка - Марион начала выступать с группой Yodelice, где она поет, играет на бас-гитаре, клавишных и перкуссии. Правда, музыкальную карьеру она делает не от своего имени: Котийяр придумала певицу Симону, которая и выходит на сцену вместе со своим другом Максимом Нуччи, фронтменом Yodelice и по совместительству одним из любимых актеров Гийома Кане. Симона, о которой Марион рассказывает в интервью в третьем лице, даже начала писать песни и готовится выпустить собственный диск.

Марион Котийяр в  в мюзикле «Девять»
Марион Котийяр в мюзикле «Девять»

Однако своей главной цели Марион Котийяр пока не достигла. «Оскар» она воспринимала лишь как пропуск в Голливуд, где ей еще предстояло доказать, что она пришла туда всерьез и надолго. Для этого ей нужны были роли в масштабных проектах, в которых никто не будет делать скидок на ее иностранное происхождение. Когда режиссер Майкл Манн предложил Котийяр сыграть подружку гангстера Диллинджера в фильме «Джонни Д.», где ее партнерами стали Джонни Депп и Кристиан Бэйл, Марион снова с головой погрузилась в новую роль, чтобы превратиться в настоящую Билли Фрешетт, гардеробщицу, влюбившуюся в грабителя банков. За несколько месяцев она научилась говорить по-английски с настоящим американским акцентом - задача, с которой до нее не справлялся ни один французский актер, покорявший Голливуд. «Для нее нет ничего невозможного», - говорил потом Майкл Манн. После выхода «Джонни Д.» на экраны с ним уже никто не стал бы спорить.

В том же 2009 году Марион сыграла в мюзикле «Девять» - вместе с Николь Кидман, Пенелопой Крус, Джуди Денч, Софи Лорен и Дэниэлом Дэй-Льюисом. Теперь она была одной из них, своей, голливудской звездой, чье имя в титрах может гарантировать фильму успех. И пусть этот ремейк феллиниевских «8 1/2» не оправдал всех возложенных на него надежд - уже «Начало» Кристофера Нолана, где Котийяр ни в чем не уступала своему партнеру Леонардо Ди Каприо, развеяло последние сомнения в успехе ее голливудской карьеры. А Вуди Аллен, снимая свою «Полночь в Париже», и вовсе не мог обойтись без главной на сегодняшний день французской актрисы. Причем останавливаться на достигнутом Марион явно не собирается: осенью 2011 на экраны вышло «Заражение» Стивена Содерберга, где она оказалась в звездной компании Мэтта Деймона, Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет и Лоуренса Фишберна, а в 2012 году - «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», на съемках которого актриса снова встретилась с Кристофером Ноланом и Кристианом Бэйлом.

На родине Котийяр тоже не забывают: об этом заботится Гийом Кане, снявший ее в 2010 году в своем фильме «Маленькие секреты». Начало работы над фильмом было отмечено появлением на пальце Марион кольца с бриллиантом, свидетельствующем о том, что свадьба не за горами. Успех этой почти семейной ленты во французском прокате совпал с появлением слухов о том, что актриса ждет ребенка. Это было настоящей сенсацией, ведь еще совсем недавно Котийяр заявляла, что даже не думает о детях, которым нечего делать на этой безумной планете. Видимо, что-то изменилось - то ли в нашем мире, то ли в самой Марион.

Марион Котийяр
Марион Котийяр в фотосессии Marie Claire UK

Сын Марион и Гийома, так пока и не зарегистрировавших своих отношений, появился на свет 19 мая 2011 года. «Только теперь я могу быть спокойна, - сказала актриса вскоре после рождения сына Марселя. - Просто внезапно все мои сомнения и комплексы сами собой улетучились. Сейчас я действительно знаю, как это - жить полной жизнью. Хотя, честно говоря, я уже не помню себя до рождения ребенка».

Марион Котийяр с сыном
Марион Котийяр с сыном

Александр Щипин,
Gala Биография, №12, 2011

Истории жизни и любви знаменитых людей

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Поделитесь мнением о прочитанном!

Ваше имя:
Ваш комментарий *:
Введите код
   Капча  
Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.