Сайт культуры и отдыха
САЙТ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
Меню

ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ
(около 60-140 гг. н.э.)

>dtyfkПолучил хорошее образование и много лет выступал в качестве ритора-декламатора. Когда в 96 г. погиб император Домициан и общество было одушевлено ненавистью к недавнему прошлому и надеждой на лучшее будущее, сорокалетний Ювенал начинает писать стихотворные сатиры, становится известен как поэт-сатирик.

Сведения о его жизни в значительной мере разноречивы и недостоверны. По всей вероятности за какие-то стихи, направленные против пантомима Париса, фаворита императора, он был сослан в провинцию и умер в ссылке.

От Ювенала до нас дошло 16 сатир, собранных в пяти книгах. Сатиры первых трех книг имеют резко обличительный характер (против мужчин, против женщин, против положения поэтов и риторов, против домицианского двора и пр. и пр.). Сатиры последних двух книг представляют собой отвлеченные рассуждения на моральные темы, адресованные кому-нибудь из друзей (об истинном счастье, о твердости мудреца, о воспитании и пр.).

До Ювенала стихотворения, называемые "сатирами", не носили обличительного содержания. Это были стихи в виде "смеси" рассуждений и зарисовок, в которых присутствовал дух добродушного морализаторства. У Персия и Ювенала сатиры приобрели тяжелый и грозный обвинительный пафос. Персий, будучи кабинетным философом, ограничился общими рассуждениями, а Ювенал - уличный ритор - густо пересыпает свои сатиры довольно неприглядными картинами римской жизни.

Круг тем и лиц у сатирика Ювенала тот же, что и у эпиграмматиста Марциала: римское общество от подонков до аристократов, которое сатирик изображает с точки зрения небогатого литератора. Герои Ювенала - не просто развратники и лицемеры, как у Марциала, но и доносчики, и взяточники, и разорители провинций. Ни в сенате, ни в народе Ювенал не видит надежды на возрождение. Эта безнадежность придает особую силу его горькому озлоблению. Пессимизм поэта-сатирика проистекает из его положения маленького человека, который по опыту знает, что и при добром и при злом правителе бедняку живется одинаково плохо.

Ювенал в своих стихах не ищет легкости и гладкости. Он предпочитает громоздкие, нарочито сбивчивые фразы, будто желая подчеркнуть, что при чудовищности содержания гладкопись неуместна.

Сатиры поэта - это по существу декламация в стихах. А поскольку Ювенал черпал материал не из условного мира школьной риторики, а из живой, кипящей жизни римского общества, то и рождались под его пером сжатые и броские сентенции. Многие из них стали пословицами и поговорками: "хлеба и зрелищ!", "в здоровом теле здоровый дух", "так хочу, так велю: будь вместо довода воля!"

В римской литературе Ювенал - самый яркий сатирик. В эпоху средневековья интересовались более всего моральными сентенциями некоторых сатир Ювенала, считали его "нравственным поэтом". Читатели и поэты эпохи Ренессанса подняли на щит Ювенала-обличителя. В речах французских революционеров Ювенал стал символом борца с деспотизмом. В России особый интерес к Ювеналу проявляли поэты-декабристы: Рылеев, Кюхельбекер. Александр Пушкин неоднократно поминал "Ювеналов бич".