Словарь латинских выражений
Буква C
Caesar ad Rubiconem (ЦЭЗАР АД РУБИКОНЭМ).
Цезарь перед Рубиконом (о человеке перед принятием бесповоротного решения).
Юлий Цезарь, командовавший римскими легионами в провинции Цизальпинская Галлия, принял решение захватить единоличную власть и перешел с войсками реку Рубикон, которая служила естественной границей провинции. Этим самым он нарушил закон, по которому проконсул имел право возглавлять войска только за пределами Италии. Переход Рубикона был началом войны с римским сенатом.
Caesar citra Rubiconem (ЦЕЗАР ЦИТРА РУБИКОНЭМ).
Цезарь по ту сторону Рубикона (о человеке, удачно выполнившем важное дело).
Calvitium non est vitium, sed prudentiae indicium. (КАЛЬВИЦИУМ НОН ЭСТ ВИЦИУМ, СЭД ПРУДЭНЦИА ИНДИЦИУМ).
Лысина не порок, а свидетельство мудрости.
Поговорка.
Cantus cycneus (КАНТУС ЦИКНЭУС).
Лебединая песня.
Цицерон: "...подобно тому как лебеди, получившие от Аполлона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким благом будет для них смерть, и умирают с пением и радостью, - так же должны поступать и все добрые и мудрые". Эсхил (ок. 525-456 до н.э.):, "Она, подобно лебедю, пропела последнюю смертную жалобу" (о пленной троянской пророчице Кассандре, убитой вместе с Агамемноном).
Caritas et pax (КАРИТАС ЭТ ПАКС).
Уважение и мир.
Carpe diem (КАРПЭ ДИЭМ).
Лови день, т.е. пользуйся моментом, лови мгновения.
Девиз эпикурейства.
Гораций: "Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему".
Carthago delenda est (КАРТАГО ДЭЛЕНДА ЭСТ).
Карфаген должен быть разрушен, т.е. необходимо уничтожить нестерпимое зло.
Casta est, quam nemo, rogavit (КАСТА ЭСТ, КВАМ НЭМО РОГАВИТ).
Целомудренна та, которую никто не пожелал.
Овидий: "Смело, красотки! Чиста лишь та, которой не ищут; Кто проворней умом, ищет добычу сама".
Castis omnia casta. (КАСТИС ОМНИА КАСТА).
Чистым все кажется чистым. Или: Для непорочного все непорочно.
Causa finita est (КАУЗА ФИНИТА ЭСТ).
Дело кончено.
Causa justa (КАУЗА ЮСТА).
Уважительная причина.
Cave ne cadas (КАВЭ НЭ КАДАС).
Берегись, чтоб не упасть.
По обычаю в древнем Риме позади колесницы полководца-триумфатора ставили государственного раба, который во время триумфального шествия выкрикивал эту фразу триумфатору, чтобы тот уж не слишком кичился и помнил, что он только человек, смертный, а не бог.
Censor morum (ЦЕНЗОР МОРУМ).
Блюститель нравов.
Certum, quia impossibile est. (ЦЕРТУМ, КВИА ИМПОССИБИЛЕ ЭСТ).
Верно, потому что невозможно.
Парафраза слов христианского богослова Тертуллиана (ок. 160 - ок. 220): "И умер сын божий; это достойно веры, так как нелепо. И погребен он, и воскрес: это достоверно, так как невозможно".
Ceterurn censeo (ЦЭТЭРУМ ЦЕНСЭО).
А кроме того, полагаю; впрочем, считаю.
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam. (ЦЕТЭРУМ СЭНСЭО КАРТХГИНЭМ ЭССЭ ДЭЛЕНДАМ).
А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен.
Слова Катона Ставшего в передаче Плутарха: "Говорят, что Катон, о чем бы ему ни приходилось говорить в сенате, прибавлял каждый раз: "А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существовать". О том же рассказывал Плиний Старший: Катон, ненавидя Карфаген и заботясь о безопасности потомков, на каждом заседании сената, о чем бы ни шла речь, кричал, что Карфаген должен быть разрушен.
Circulus in probando. (ЦИРКУЛЮС ИН ПРОБАНДО).
Круг в доказательстве - логическая ошибка, которая заключается в том, что в качестве доказательства приводится то, что нужно доказать; заколдованный круг; положение, из которого нет выхода.
Clavum clavo (КЛЯВУМ КЛЯВО).
Кол колом (выбивают).
Цицерон: "Иные думают, что старую любовь надо выбивать любовью, как кол колом".
Ср. русск.: Клин клином вышибают.
Cloaca maxima (КЛОАКА МАКСИМА).
Великая клоака.
Так в древнем Риме назывался большой канал для отвода городских нечистот.
Cogitationis poenam nemo patitur. (КОГИТАЦИОНИС ПОНАМ НЭМО ПАТИТУР).
Никто не несет наказания за мысли.
Положение римского права.
Cogito, ergo sum (КОГИТО, ЭРГО СУМ).
Я мыслю, следовательно, я существую.
Принцип философии Рене Декарта (1596-1650).
Comple promissum (КОМПЛЕ ПРОМИССУМ).
Выполняй обещание.
Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur. (КОНКОРДИА ПАРВЭ РЭС КРЭСКУНТ, ДИСКОРДИА МАКСИМЭ ДИЛЯБУНТУР).
При согласии (и) малые государства (или дела) растут, при раздорах (и) великие разрушаются.
Саллюстий в "Югуртинской войне" приводит речь, с которой нумидийский царь Миципса (II в. до н.э.), чувствуя приближение смерти, обратился к своим малолетним сыновьям и к племяннику Югурте, назначенному их опекуном: "Я оставляю вам царство, которое будет прочным, если вы будете хорошими, и слабым, если вы окажетесь дурными. Ведь при согласии и малые государства возрастают, при несогласии и величайшие распадаются".
Consortium omnis vitae. (КОНСОРЦИУМ ОМНИС ВИТЭ).
Содружество всей жизни; содружество на всю жизнь.
Источник - определение брака в римском праве: "Союз мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом".
Consuetude est altera natura (КОНСУЭТУДО ЭСТ АЛЬТЭРА НАТУРА).
Привычка - вторая натура.
Цицерон:"Привычкой создается как бы некая вторая природа".
Ср.: "Привычка свыше нам дана, Замена счастию она" (А. С. Пушкин).
Contra bonos mores. (КОНТРА БОНОС МОРЭС).
Против добрых нравов; безнравственно.
Contra jus et fas (КОНТРА ЮС ЭТ ФАС).
Против права человеческого и божеского; против всего справедливого и святого.
Contra rationem (КОНТРА РАЦИОНЕМ).
Вопреки здравому смыслу.
Copia ciborum subtilitas animi impeditur (КОПИА ЦИБОРУМ СУБТИЛИТАС АНИМИ ИМПЭДИТУР).
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Из Сенеки.
Ср. русск.: Сытое брюхо к науке глухо.
Cornu copiae (КОРНУ КОПИЭ).
Рог изобилия.
Выражение часто встречается у римских писателей. Его происхождение связано с греческим мифом о нимфе Амалтее, которая вскормила младенца Зевса молоком козы. Коза обломила свой рог о дерево, и Амалтея, наполнив его плодами, поднесла Зевсу. Став всемогущим богом, Зевс превратил вскормившую его козу в созвездие, а ее рог - в чудесный "рог изобилия".
Corruptio optimi pessima (КОРРУПЦИО ОПТИМИ ПЭССИМА).
Падение доброго - самое худшее падение.
Crambe bis cocta (КРАМБЭ БИС КОКТА).
Дважды сваренная капуста; подогретая капуста (о чем-либо надоедливо повторяющемся).
Ю в е н а л в "Сатирах", говоря о бесконечном повторении одних и тех же декламаций, писал: "убивает наставников бедных подогретая капуста". Им имелась в виду греческая поговорка "Дважды капуста - смерть".
Cras, cras, .semper cras, sic evadit aetas. (КРАС, КРАС, СЭМПЭР КРАС, СИК ЭВАДИТ ЭТАС).
Завтра, завтра, всегда завтра - так проходит жизнь.
Credite, posteri!
КРЭДИТЭ, ПОСТЭРИ!
Верьте, потомки!
Из Г о р а ц и я.
Credo, quia absurdum (est). (КРЭДО, КВИА АБСУРДУМ (ЭСТ)).
Верю, ибо это нелепо.
Парафраза слов христианского богослова Тертуллиана (ок. 160 - ок. 220): "И умер сын божий; это достойно веры, так как нелепо. И погребен он, и воскрес: это достоверно, так как невозможно".
Credo, ut intelligam. (КРЭДО, УТ ИНТЭЛЛИГАМ).
Верю, чтобы понимать.
Изречение приписывается богослову и философу Ансельму Кентерберийскому (1033-1109).
Cui bono? (КУИ БОНО?)
Кому на пользу? Кто от этого выиграет?
Цицерон ссылался на то, что знаменитый консул Кассий (127 в. до н.э.), которого народ римский считал справедливейшим и мудрейшим судьей, в уголовных процессах всегда ставил вопрос: "Кому выгодно было это?"
Cui prodest? (КУИ ПРОДЭСТ?)
Кому выгодно?
Cur, quomodo, quando? (КУР, КВОМОДО, КВАНДО?)
Для чего, как, когда?
Фрагмент риторической схемы вопросов.